Untitled Document

О реализации проекта "PROчтение"

Назад

Конкурс "Лучший читатель класса"

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

PROчтение

1.2. Подразделения, организации, вовлеченные в проект

МБОУ ООШ с. Никольское (координатор проекта),
библиотека МБОУ ООШ с. Никольское,
библиотека при БДЦ с. Никольское

1.3. Руководитель проекта, исполнители (члены школьного проектного офиса)

Руководитель проекта:
Елсукова Оксана Ивановна

Исполнители:
Елсукова Оксана Ивановна

Смирнова Жанна Геннадьевна
Стешкина Светлана Георгиевна
Егорова Ирина Владимировна
Мохрова Вера Петровна
Каленова Валентина Григорьевна ( библиотекарь МБОУ ООШ с. Никольское)
Гаврилятова Валентина Викторовна ( библиотекарь БДЦ)

1.4. Сроки и этапы реализации проекта

январь 2015 г. – декабрь 2017 г.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Основания для инициации проекта

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. (Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»);
- Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426;
- Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897 и от 17.05.2012 № 413 соответственно);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (распоряжение Правительства РФ от 15.05.2013 № 792-р);
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- О проведении в 2014 году в Пензенской области Года культуры (распоряжение Правительства Пензенской области  от 31.12.2013 № 715-рП)
- Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г.

2.2. Актуальность

 

Проблема чтения осознаётся в современном мире как  общенациональная и государственная.
Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.
Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:
- увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;
- утрачиваются традиции семейного чтения,
- снижается интерес населения к печатной прессе,
- растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения,
- ухудшается владение родным языком (родная речь становится все более примитивной; в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги),
- снижается уровень грамотности населения (по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA функционально неграмотны свыше 10% российских школьников, в  странах-лидерах этот показатель не более 1%);
- возрастает сугубо развлекательная составляющая чтения, снижаются до минимума затраты интеллектуальных усилий при чтении;
- распространяется мнение о том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается, они будут вытеснены Интернетом.
Многие учащиеся смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читаются мало, а документальная литература не читается совсем.
Этим объясняется необходимость создания в школе читательской среды, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

2.3. Цель

Повышение уровня читательской компетентности школьников, рост читательской активности детей и родителей школы.

2.4. Задачи

1. На основе стандартов оценки качества чтения PISA и других международных и российских исследований разработать критерии оценки читательской компетентности, функциональной грамотности и читательской активности школьников и провести мониторинг динамики этих показателей у учащихся школы.

2. Провести анализ работы школьной библиотеки по формированию читательской компетентности и читательской активности учащихся.

3. Разработать программы семейного и досугового чтения.

4. Провести школьные мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

5. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

2.5. Содержание проекта

 

Инициировать проведение:
1. Школьных мероприятий и акций, направленных на поддержку и развитие чтения:

  • Школьный педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?»,
  • Школьный марафон родительских собраний «Читающие родители – читающий ребенок»,
  • Флеш-моб «Почитаем перед сном»,
  • «Час семейного чтения»,
  • Развивающие часы чтения «Читаем любимые произведения»,
  • Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»,
  • Стихокроссинг «Пусть стихи расскажут обо мне»,
  • Школьный  марафон-эстафета «Книги, прочитанные вместе с родителями»,
  • «Книга месяца: читаем и обсуждаем – вместе»,

2. Школьных конкурсов:

    • Конкурс проектов «Читающая школа»,
    • «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья),
    • «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка),
    • «Лучший читатель класса»,
    • «Самый читающий класс»,
    • Конкурс буктрейлеров (слайд-фильмы, видеоролики  и т.д.) «Книги, объединяющие поколения»,
    • Школьные конкурсы исполнителей поэтических произведений по актуальной тематике.

Разработать критерии оценки читательской грамотности и уровня читательской компетентности и методические рекомендации по их использованию.
Осуществлять мониторинг читательской компетентности и читательской активности школьников.
Организовать проведение конкурсов:

  • проектов «Читающая школа»,
  •  детского рисунка  «Моя любимая сказка»,
  • «Лучший читатель класса»,
  • «Самый читающий класс»,
  • исполнителей поэтических произведений по актуальной тематике.

Разработать методические рекомендации к проведению школьных мероприятий и акций:

  • Флеш-моб «Почитаем перед сном»,
  • «Час семейного чтения»,
  • Областной марафон-эстафета «Книги, прочитанные вместе с родителями»,
  • «Книга месяца: читаем и обсуждаем – вместе».

Подготовить и провести школьный педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?».

Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка».
Организовать и провести  фестивали:

  • «Большой Книжный Фейерверк» – фестиваль книг для детей и юношества,
  • «Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги,
  • «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья,
  • Форум «Роль художественной литературы в становлении личности XXI века».

Организовать проведение круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума.
Организовать проведение конкурса «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья).
Разработать методические рекомендации по проведению школьных акций:

  • Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»,
  • Стихокроссинг «Пусть стихи расскажут обо мне».

Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения.

Разработать школьные проекты поддержки и развития чтения «Читающая школа».
Спланировать проведение Дней общения в школьной библиотеке «Я с книгой открываю мир» (в дни школьных каникул).
Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки».
Разработать программу летних чтений «Каникулы с библиотекой».
Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения.
Создать на сайтах школ Web-странички «Воспитываем читателя».
Создать программы семейного и досугового чтения
:

  • Часы родительской грамотности в образовательных организациях («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.),
  • Материнский всеобуч «Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 гг.».

Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»
Организовать и развивать деятельность клуба семейного чтения. «Вместе в мире книг».

2.6. Результаты проекта

 

Показателями эффективности проекта являются:

  • позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;
  • позитивная динамика читательской компетентности школьников;
  • повышение уровня функциональной грамотности школьников;
  • привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся школы к концу 2015 года; не менее 50% семей – к концу 2017 года;
  • увеличение числа участников эффективных мероприятий по популяризации чтения и повышению уровня читательской компетентности;
  • разработка программ семейного и досугового чтения;
  • создание странички «Воспитываем читателя» на сайте;

2.7. Критерий успеха проекта (планируемые показатели эффективности)

Достижение уровня читательской компетентности и функциональной грамотности школьников.
Возрождение традиций семейного чтения.

2.8. Риски реализации проекта

Социальные риски:

- низкий интерес населения к чтению, низкая читательская активность и отсутствие у большинства населения сформированной культуры чтения и читательского вкуса;
- распространение в обществе худших образцов Интернет-культуры (общение в социальных сетях, игры, развлечения и др.).

2.9. Взаимосвязь с другими проектами

Проект связан с региональными проектами «Малая Родина», «Современная начальная школа: шесть шагов навстречу» и другими.

2015-2016 учебный год

26 октября

Сегодня Сливина Ксения стала участницей районного конкурса чтецов "Поэтическая осень". Ребята цитировали стихи известных поэтов и произведения собственного сочинения. выступление Ксении было ярким и эмоциональным, поэтому девочка смогла оказаться в пятерке лучших. Назад.

22 октября

Сегодня подведены итоги школьного конкурса сочинений "Осень золотая" . В нем приняли участие ребята 5-8 классов. Еремеева Дарья, ученица 5 класса, написала работу на тему «Почему мне нравится осень?», ее одноклассники Горшков Артём и Белова Алина, а такжне Плиткина Анна, ученица 7 класса, рассказали об осени в своем селе. Ну а восмиклассница Скобелина Наталья попыталась нарисовать образ осени глазами русских писателей, поэтов, художников и композиторов, обратившись к первоисточникам. Места распределились так:

I место - Плиткина Анна, 7 класс
II место –  Скобелина Наталья, 8 класс.
III место – Белова Алина, 5 класс.

Остальные ребята получили дипломы за участие. Назад.

20 октября

Под руководством Елсуковой О.И., учителя русского языка и литературы, ученица 6 класса Сливина Ксения стала участнице1 фотоконкурса "Мой портрет с любимой книгой". С увлечением Ксюша читает книги из серии «Теодосия и магия Египта. Волшебные приключения девочки археолога», автором которых является Робин Лафевер. Именно поэтому для ученицы не составила труда написать краткую аннотацию прочитанных произведений как того требовали условия конкурса. Пожелаем ей удачи! Назад.

-

16 октября

Сегодня прошёл школьный этап Всероссийского конкурса чтецов «Поэтическая осень», в котором приняли участие ребята 5-9 классов по одному представителю от каждого классного коллектива. Выступления учащихся оценивало жюри в составе Мухаева Г.М., заместителя директора по УВР, Ярославцева Н.Н., учитель немецкого языка, и Елсукова О.И., учитель русского языка и литературы. Среди чтецов были как мальчики, так и девочки. И все одинаково ответсвенно отнеслись к подготовке к этому конкурсу. Они не только выучили наизусть замечательные стихи, соответствующие заявленной тематике, но и подготовили красивое музыкальное сопровождение. Диплома третьей степени был удостоен Полуян Никита, ученик 5 класса, второе место по праву досталось семикласснице Рябуха Виктории.

-

Ну а победу одержала Сливина Ксения, ученица 6 класса. Она и представит школу на районноим этапе конкурса. Остальные ребята также были отмечены грамотами за участие. Назад.



 

9 сентября

В рамках фестиваля детского и семейного творчества «До свиданья, лето! Школа, здравствуй!»  в 6 классе проводился конкурс на лучшего чтеца стихотворения о прекрасной поре – золотой осени. Многие писатели посвятили свои произведения описанию осенней природы нашей родины. Именно поэтому репертуар выступающих детей был очень широк: прозвучали произведения классиков и современных поэтов. Мероприятие было направлено на воспитание у ребят любви к литературе, развитие культуры речи, образности мышления, артистичности. Победителями в номинации «За художественное мастерство прочтения стихотворения» стали Сливина Ксения, Захарова Светлана, Стешкин Георгий. Назад.

 

Поздравляем Родионову Елену, ученицу 6 класса, с победой в областном конкурсе сочинений «Этих дней не смолкнет слава», посвящённом 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

 

Дети блокады

 

Только что окончилась гроза…
Капли дождевые, как живые…
У парнишки серые глаза,
У девчонки - светло-голубые.
Что мне делать, если в тишине
Через все препоны и преграды
Тянутся ручонками ко мне
Дети вечно-памятной блокады?
Затянулись шрамы у земли,
Стали дети той поры другими.
Их сыны сейчас бы в школу шли,
И они бы любовались ими.

Назад.

29 апреля

В рамках реализации регионального проекта «PROчтение» был проведён областной конкурс чтецов «Строки, опалённые войной», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В этом конкурсе приняла участие Сливина Ксения - ученица 5 класса. Назад.

 

5 марта

Сегодня состоялся районный тур Всероссийского конкурса «Живая классика». В нем приняла участие Ильина Екатерина с рассказом И.С. Тургенева «Маша». За участие в конкурсе Екатерина была награждена грамотой в номинации «За артистизм».

 

27 февраля

Сегодня в рамках проекта «PRO чтение» в 5,8 классах состоялась ученическая конференция на тему «Чтение – это важно». Ребята говорили о пользе чтения, о влиянии чтения на эмоциональное и умственное развитие. Делились своим читательским опытом. Назад.

-

9 февраля

Сегодня состоялся школьный этап конкурса «Живая классика», в котором приняли участие ученики 6 класса. В программе прозвучали произведения отечественной литературы 19-20 веков: П.Васильев «Уродина» (Жумабаев Рамазан), Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» (Плиткина Анна), В.Ф. Одоевский «Последний квартет Бетховена» (Рябуха Виктория), А. Гайдар «Дым в лесу» (Двойникова Ирина), А. Гайдар «Чук и Гек» (Зотова Екатерина), И.С. Тургенев «Маша» (Родионова Елена). Победителями конкурса стали: Родионова Елена – 1 место, Рябуха Виктория – 2 место, Зотова Екатерина – 3 место. Назад.

-

6 февраля

В рамках проекта «PRO чтение» на уроках русского языка и литературы проводятся пятиминутки «Читаем любимые стихи». В это время звучат произведения известных русских авторов или стихотворения, сочиненные учащимися. Сегодня на уроке со своим творчеством ребят знакомила Гнилощекова Ольга, ученица 5 класса. Назад.