Untitled Document

О реализации проекта "Школа ТРИЗ-педагогики.

Школа креативного мышления "

Назад

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование проекта

"Школа ТРИЗ-педагогики. Школа креативного мышления"

 

1.2. Руководитель проекта

Стешкина Светлана Георгиевна – учитель начальных классов

1.3.  Подразделения, организации, вовлеченные в проект

МБОУ ООШ с.Никольское

1.4. Сроки и этапы реализации Проекта

1. Составление плана-графика - сентябрь 2014г.
2. Разработка кейсов (пакетов заданий) для классов:
начальное звено -1-2 классы, 3-4 классы - февраль 2015 г.
3. Работа с родителями. Консультация для родителей  «ТРИЗ в школе и дома», педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ – игр». Проведение открытых уроков для родителей и учителей  школы  с элементами ТРИЗа - ноябрь – май 2015 г.
4. Работа над мини-проектами учеников 2,3,4 классов «Фантастические идеи» - ноябрь-май 2015 г.
5. Создание собственных сказок - ноябрь  2015 г.
6. Экскурсии в лес, по окрестностям села Никольское (Сбор фото – материалов  для создания  заданий  по ТРИЗам)
7. Коллективная работа  по внеурочной деятельности  «Музыкальный театр. Инсценировки сказок - сентябрь-май 2015 г.
8. Школьная олимпиада по ТРИЗ - апрель 2015 г.
9. Презентация проекта на муниципальном уровне - апрель 2015 г.

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность проекта

Стремительные темпы изменений ставят человека в ситуацию, когда он должен оперативно решать возникающие проблемы, причём таким образом, чтобы конечное решение предупреждало возникновение новых проблем. Или могло их предсказать.. 
В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.
Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.
Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.

 

2.2. Основания для инициации проекта

1. У детей формируются те навыки, которые заложены результатом в данных методиках, т..е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и данетки по литературному сюжету. 
2. Дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ , выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса. 
3. Образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами. 
4. Формирования системы ЗУН, заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируется в традиционном понимании от педагога к детям, а формируется как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку - познавать и преобразовывать окружающий мир.
 

2.3. Цель Проекта

 

Формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Перспективная цель - подготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире. 

2.4. Задачи Проекта

 

1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой. 
2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития. 
3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации. 
4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения. 
5. Воспитание определённых качеств личности, на основе ТРТЛ. 

Ввести в существующую систему образования новые подходы и оригинальные педагогические методики, позволяющие развить у детей нестандартное и творческое мышление, пробудить интерес к процессу познания окружающего мира. Теория решения изобретательских задач должна помочь детям находить правильные ответы в любых ситуациях и, как следствие, правильно ориентироваться в жизни

2.5. Содержание Проекта

 
1. Работа с детьми. Использование методов и приёмов ТРИЗ  для развития творческого потенциала.
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ

2.6. Партнеры Проекта

 

2.7. Критерии успеха
(Планируемые показатели эффективности)

 

Ученики, освоившие компоненты ТРИЗ отличаются умом, сообразительностью и организованностью. В отличие от своих сверстников они используют больший словарный запас, способны широко мыслить, давать четкие развернутые ответы на вопросы; не боятся сталкиваться с трудностями, в том числе адекватно воспринимают контрольные, проверочные работы и экзамены; с удовольствием рассуждают и высказывают свое мнение. Отмечается системность, гибкость и свобода мышления, воображение и интеллект, они проявляют творчество в тех ситуациях, где для этого есть возможность. Мыслят логически, поэтому в ряде случаев, не заучивают какое-либо правило, а выводят его. Организованность проявляется в выполнении школьных требований (дежурство, участие в соревнованиях и т.п.), без дополнительных разъяснений они выполняют функциональные обязанности, потому что понимают их. Ученики проявляют также высокую познавательную активность, берут дополнительные задания, активны на уроках, внимательны и дисциплинированны. Повышается трудоспособность, уверенность в собственных силах и ответственность, дети проявляют положительное отношение к школе и к знаниям, это указывает на то, что меняются ценностные ориентации учеников, их жизненные взгляды.

 

Дорожная карта проекта

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Результаты

1

Конкурс рисунков «Сказочное дерево»

октябрь

Формирование интереса к  занятиям по ТРИЗам

2

Экскурсия в библиотеку « Чудесный мир  сказок»

октябрь

Развитие творческого потенциала

3

 Проект учеников 2, 3, 4 классов «Фантастические идеи»

ноябрь

Развитие творческого потенциала

4

Работа с родителями. Консультация для родителей «ТРИЗ в школе и дома»

ноябрь

Знакомство родителей с технологией ТРИЗ. Повышение компетенции родителей в сфере инновационных технологий

5

Создание собственных сказок («Цветные сказки», «Вкусные сказки», «Придумай сказочное существо» );

в течении года

Развитие воображения Формирование интереса к чтению и сочинительству.

6

Экскурсии в лес, по окрестностям села Никольское

в течении года

Сбор фото – материалов  для создания  заданий  по ТРИЗам

7

Работа над мини-проектами (фантазирование на тему «Космос» - «Придумай свой космический корабль», «Представь, что ты открыл новую планету. Нарисуй её и создай паспорт планеты»);

январь- февраль

Формирование умений учащихся работать над проектами

8

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ – игр»

февраль

Повышение компетенции родителей в сфере инновационных технологий..

9

Коллективная работа  по внеурочной деятельности  «Музыкальный театр Инсценировки  сказок, сочинение от лица персонажа.

февраль- март

Формирование интереса к различным профессиям

10

Выставка рисунков «Сказки из музея»"

февраль

Расширение  читательского кругозора

11

Игра «Салат из сказок»

март

Формировать умения создавать новую сказку  на основе приёма объединения

12

Школьная олимпиада по ТРИЗ.

апрель

Систематизация . Выявление  победителей.

13

Проведение открытых уроков для родителей и учителей  школы  с элементами ТРИЗа

1 раз в четверть

Повышение компетенции родителей и учителей  в сфере инновационных технологий..